В реализации проекта участвуют энергетические компании Турции, Азербайджана и Великобритании — «Боташ», ГНКАР и British Petroleum. 13 марта они подписали партнерское соглашение по TANAP. При этом нефтегазовая компания Азербайджана ГНКАР получила 58% доли в консорциуме, турецкая «Боташ» — 30% и британская ВР — 12%. Пока предполагается, что по TANAP будет прокачиваться только азербайджанский газ, хотя изначально на переговорах обсуждался и вопрос об участии Туркмении.
Ход событий наглядно показывает: Южный газовый коридор, одним из звеньев которого является TANAP, в отличие от ряда других альтернативных проектов, действительно работает. Проект TANAP еще до начала строительства приковал к себе внимание ряда европейских стран. Скажем, в ходе официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Болгарию в начале марта, сенсационно прозвучало заявление лидеров двух стран о том, что Баку и София реанимируют газовый проект Nabucco West.
Таким образом, создание газопроводов TANAP и ТАР формирует реализацию проекта Nabucco West, в рамках которого Болгария может построить газопровод в Грецию и получить возможность транспортировать азербайджанский газ в Румынию и Венгрию. Тем самым Азербайджан намерен занять твердое место в энергетическом балансе Старого Света.
Линия раздора
Вокруг нового газопровода, проект реализации которого находится в самом начале пути, уже закипают страсти, в том числе политические. И это легко объяснимо на фоне резкого охлаждения отношений между Россией и Западом в целом и Западной Европой в частности из-за событий на Украине. При этом руководство объединенной Европы, как считается, не может пойти на полноценный конфликт с Москвой из-за того, что многие ее страны находятся в огромной зависимости от поставок энергоресурсов из России.
В результате, со стороны Брюсселя, Берлина, Варшавы и некоторых других европейских столиц исходит большое, часто неоправданное и необоснованное желание резко снизить свою зависимость от поставок российского «голубого топлива», заменив их хоть на любое другое. А со стороны Москвы в ответ — тоже часто острая, ревностная и гипертрофированно болезненная реакция на какие-то иные проекты в газовой сфере, связанные с поставками в Старый Свет.
И поскольку TANAP относится к этой категории, по его поводу уже прозвучали соответствующие заявления. Еврокомиссар по делам энергетического союза Марош Шевчович высказал уверенность, что в лице этого проекта страны ЕС «нашли замену» газопроводу «Южный поток», заручившись поддержкой Анкары в создании альтернативных маршрутов транспортировки в Европу газа в обход России.
В ответ министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз не преминул «разрядить» эту информационную бомбу, заявив: «Я еще три года назад об этом говорил, что европейский (TANAP) и российский проекты и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе, с моей точки зрения, не являются соперниками».
Турецкой стороне, очевидно, было важно, чтобы эти слова услышали в России, поскольку, как известно, ранее Анкара получила предложение Москвы стать транспортером российского газа в Европу. Речь идет о проекте «Турецкий поток» — газопроводе, по которому российский газ мог бы попадать на европейские рынки минуя Украину.
Несмотря на все дипломатические подтексты, думается, что и в словах Шевчовича, и в словах Йылдыза есть доля лукавства. С одной стороны, говорить о том, что азербайджанский газ способен полностью заменить для Европы российский, не приходится — по крайней мере, в среднесрочной перспективе. За это говорит простая арифметика: TANAP даже на максимуме своих мощностей рассчитан лишь на 31 млрд. кубометров в год, в то время как Россия предлагает проложить через Турцию газопровод в два раза более мощный — на 63 млрд. кубометров. С другой стороны, TANAP, безусловно, реальный шаг по искомой Брюсселем диверсификации поставок газа на континент и один из немногих реальных конкурентов для газпромовской трубы. Пусть эта конкуренция возрастет не на 100%, а пока лишь на 10-20% — но это факт, а не «воздушный замок».
Большие газовые маневры
Если ранее ЕС не уставал делать оптимистические заявления о том, что они смогут без проблем найти замену российскому газу, то сейчас эти разговоры заметно приумолкли. Транспортировка сланцевого газа из США оказалась крайне нерентабельной, а наращивание импорта топлива из Ливии — невозможным из-за нового витка гражданской войны в этой стране. Алжир же не обладает значительными ресурсами для обеспечения потребностей Старого Света. Единственным вариантом остался восточный — транспортировка газа в Европу из азиатских стран. Ну, а ключом к этому варианту как раз и является TANAP.
При этом Баку реально смотрит на вещи и признает свою объективную неспособность в ближайшее время обеспечить полное заполнение трубопровода, а потому, как сообщали ранее азербайджанские СМИ, уже предложил Ираку доступ к Южному газовому коридору. Что, впрочем, ввиду сложной военно-политической ситуации в этой стране пока не представляется легко реализуемым сценарием.
Что же касается ЕС и Турции, то они в последние месяцы ведут активную обработку другого потенциального газового партнера — Туркмении.
В случае успеха по дну Каспийского моря будет проложен новый газопровод, а далее туркменский газ вольется в TANAP. Еще в ноябре 2014 года Ашхабад посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, без обиняков объявивший, что доставка туркменского природного газа обеспечит энергобезопасность Европы. Впрочем, в Ашхабаде не спешат с окончательным ответом. Там понимают, что перспектива присоединения страны к проекту TANAP вызывает недовольство не только России, но и Китая. Пекин тревожат сообщения из Туркменистана, согласно которым для наполнения Трансанатолийского газопровода будут использоваться не только месторождения на шельфе Каспийского моря, но и залежи сырья в восточных районах республики — те самые, откуда газ поставляется в Китай.
Козыри Баку
Пока же можно констатировать, что в этой газовой головоломке выигрышнее всего смотрятся позиции Азербайджана. И дело не только в том, что именно на азербайджанский газ делает ставку по политическим причинам ЕС. Эту позицию разделяют и США. Вашингтон видит Южный газовый коридор как завершение трубопроводного процесса Баку — Тбилиси — Джейхан, начатого 20 лет назад, и поддерживают этот проект.
А еще одна заинтересованная сторона — Турция — и вовсе готова полностью перейти на азербайджанский газ. Ведь он обходится Анкаре гораздо дешевле, чем российский. По данным турецких СМИ, Турция закупает российский газ за 425 долларов за тысячу кубометров, иранский — за 490 долларов. А за азербайджанский газ, который поставляется по Южнокавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси-Эрзурум), страна платит 335 долларов за тысячу кубометров. Сейчас, правда, Анкара торгуется с Москвой по-поводу скидки на российской газ.
Между тем, для России вывод каспийского газа из Азербайджана — совершенно неприемлемый вариант, потому что тем самым под угрозу может быть поставлен стратегически важный проект «Турецкий поток». Да, объемы поставляемого газа из России и Азербайджана на европейские рынки пока несопоставимы. Но Москва не может не отдавать себе отчет: на фоне острого геополитического конфликта России и Европы, именно у Баку сейчас на руках наибольшее количество газовых козырей. И Азербайджан их уже вовсю разыгрывает.
Баку готов стать главным игроком в реализации планов «Южного газового коридора», а реализация проектов TANAP и TAP может позволить Азербайджану транспортировать свой газ в Болгарию, Румынию и Венгрию, плюс при постройке газопровода в Грецию выходить и на другие европейские рынки.
Нравится это кому-то или нет, но азербайджанский газ выходит на большой европейский рынок и теснит там российское «голубое топливо», резюмирует азербайджанское издание.